ГСИ-Красноярск

Точность и надежность

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОПТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. С. И. ВАВИЛОВА

Государственный оптический институт им. С. И. ВавиловаГосударственный оптический институт является одним из первенцев в многочисленном отряде научно-исследовательских учреждений, созданных в нашей стране после Октябрьской революции. Не случайно еще академик Д. С. Рождественский говорил "История оптики в СССР - это почти история Оптического института". С чего же все начиналось? 

Ядром, из которого впоследствии развился Государственный оптический институт, стала небольшая оптическая лаборатория Д. С. Рождественского в Петербургском университете. Д. С. Рождественский, И. В. Гребенщиков, К. Н. Качалов и А. И. Тудоровский, приступив к решению задачи стекловарения, вычисления оптических систем и их изготовлению еще до революции, не оставили своих попыток и после Октября. И здесь следует отметить огромную заслугу академика Д. С. Рождественского, в тяжелейшее для страны время сумевшего создать новое учреждение. Датой основания Государственного оптического института считается 15 декабря 1918 года.

Руководители и кадры ГОИ хорошо понимали, что они поставили перед собой задачу, которую придется решать исключительно своими силами, не рассчитывая на помощь заграницы. А ведь в то время мы бесконечно отставали от европейских стран, особенно от Германии, обладающей богатейшей оптической промышленностью с мировой славой. ГОИ же начал свою деятельность, имея в штате всего 24 научных сотрудника! Изначально была поставлена цель: создание теоретических предпосылок, необходимых для самостоятельного решения всех проблем оптики, и практическое приложение этих знаний в целях формирования и развития оптической промышленности. Связь теории и практики - вот что лежало в основе!

Эти предпосылки позволили институту стать в дальнейшем уникальным научным учреждением, владеющим сокровищницей знаний в области теоретической оптики, и одновременно - признанным авторитетом во всех вопросах, касающихся создания и развития оптико-механической промышленности. Причем не только эта промышленность, но и все отрасли народного хозяйства, так или иначе связанные с использованием светотехники, фототехники, методов оптического контроля, получили в лице ГОИ свой научно-исследовательский центр.

За первые пятнадцать лет в институте была сформирована целая система отдельных секторов: спектроскопического, химического, оптотехнического, прикладной физической оптики, вычислительного, фотометрического с лабораторией физиологической оптики, фотографического, цветовой лаборатории, издательской группы и библиотеки. Существование в системе лабораторий ГОИ лаборатории физиологической оптики, основной и специальной задачей которой является изучение глаза как оптического прибора и как приемника лучистой энергии, а также разработка методов и приемов повышения эффективности его работы, является закономерным и вряд ли нуждается в особой аргументации. Физиологическая оптика как обособленная наука возникла на грани XIX и XX столетий, когда физика (оптика) была включена в работу по изучению глаза. Эта наука требует применения специальной, весьма тонкой, продуманной методики и использования особых высокочувствительных измерительных приборов.
Начало исследований по физиологической оптике в ГОИ было положено Л. Н. Гассовским в 1922 году в организованной тогда лаборатории глазной оптики, входившей в отдел, которым руководил профессор С. О. Майзель. Неоценимый вклад в физиологическую оптику внес С. И. Вавилов, признанный научным лидером в нашей стране в этой области. Он придавал огромное значение физиологической оптике как с теоретической, так и с практической точек зрения и предостерегал от недооценки ее роли. Ведь оптика, как известно, в буквальном смысле слова значит "учение о зрении".

Первоочередной задачей лаборатории было изучение оптики глаза, а также приемов и методов ее коррекции. Но это являлось весьма скромной частью разработанного плана работ ГОИ в области физиологической оптики, хотя этими вопросами и занимались углубленно достаточно длительное время. Первое десятилетие (1922-1932) физиологическая оптика в ГОИ развивалась в направлении исследования оптических свойств глаза и методов исследования зрения. При этом изначально лаборатория глазной оптики стала осуществлять и осуществляет по сей день тесную связь с офтальмологами. Именно в тот период были созданы предпосылки для постановки и начала развития отечественного производства необходимых для исследования зрения оптических приборов, совершенных типов очковых стекол и подготовки врачей-окулистов и медицинских оптиков.

В тот начальный период состоялась длительная командировка Л. Н. Гассовского в Германию (в Иену, на заводы фирмы "Карл Цейсе" и Высшую оптическую школу), а также во Францию для ознакомления с состоянием проблемы исследования и исправления зрения за рубежом. Результаты этой командировки были отражены в докладе на коллегии ГОИ в 1927 году и всемерно использованы в последующей работе лаборатории.

Большую роль в развитии работ лаборатории того периода сыграло Русское оптическое общество, возглавляемое В. Е. Мурашкинским. На заседаниях общества часто обсуждались работы лаборатории глазной оптики.

25-29 декабря 1934 года в стенах ГОИ состоялась Первая Всесоюзная конференция по физиологической оптике. На ней присутствовали 156 делегатов и свыше 200 гостей, было прочитано 58 докладов. Центральное место на конференции было отведено рассмотрению следующих вопросов: глаз как оптический прибор; улучшение существующих методов исследования и исправления глаза; процесс свето- и цветовосприятия и приспособления глаза к различным уровням освещенности (адаптация); влияние побочных раздражителей на функции зрения; зрительное утомление, методы его измерения и борьбы с ним, чувствительность глаза к световым контрастам и пр.

Начиная с 1932 года физиологическая оптика в ГОИ быстро развивается во многих направлениях, назовем лишь основные:

  1. Квантовые флуктуации в акте зрения.
  2. Инерция зрения.
  3. Спектральная чувствительность глаза.
  4. Световая чувствительность глаза
  5. Световая и темновая адаптация глаза.
  6. Острота различения, контрастная чувствительность, дальность видимости объектов.
  7. Глаз как поисковая и следящая система.
  8. Глубинное зрение.
  9. Офтальмологическая оптика и вопросы, связанные с приборостроением.
  10. Защита глаз от вредных излучений.

Таким образом, лаборатория физиологической оптики занималась решением прикладных вопросов требующих всесторонних исследований свойств и функций зрения, а также необходимых для выработки рекомендаций по повышению зрительной работоспособности наблюдателя, в том числе вооруженного оптическими приборами. Это направление получило углубленное развитие после назначения в 1959 году на должность начальника лаборатории кандидата биологических наук Н. И. Пинегина. Он пришел в лабораторию в 1932 году после окончания физического факультета ЛГУ и в дальнейшем стал известен своими классическими работами в области спектральной чувствительности глаза и развитием исследований, ранее начатых акад. С. И. Вавиловым по квантовым флуктуациям света. Н. И. Пинегин внес большой вклад в разработку оригинальных оптических приборов - в частности космических - для исследования зрения в экстремальных для наблюдателя условиях. При нем развернулись работы в области окулометрии и поисковой способности глаза, были разработаны средства защиты глаз от вредных оптических излучений (электросварка, доменные печи), а также от мощных монохроматических лазерных излучений. Под его руководством в 1967 году в ГОИ начались исследования в целях разработки новых специальных наблюдательных и визирных телескопических приборов.
60-е годы XX века были поистине революционными для развития оптической науки и техники. В эти годы ГОИ еще более упрочил свой авторитет ведущего научного центра. Он был пионером в развитии голографии, лазерной и световолоконной техники, инициатором новейших технологий получения кристаллов и цветных оптических стекол, одним из основных создателей современной атмосферной и космической оптики и т.д.

Руководителем лаборатории глазной оптики после кончины Н. И. Пинегина был назначен в 1970 году также ее многолетний сотрудник, ученик академика А. А. Лебедева и крупный ученый в области физиологической оптики, профессор, доктор физико-математических наук А. В. Луизов. При нем были продолжены ранее начатые исследования, а с 1972 года лаборатория после длительного перерыва, совместно с ВМА им. С. М. Кирова и МНИИ ГБ им. Гельмгольца вновь приступила к разработкам офтальмологических приборов, в частности были созданы такие приборы, как аккомодометр с астаптометром АКА-1, прибор для прочности фузии "Фузия-МТ", прибор для определения рабочих зон ПОРЗ и комплекс приборов для назначения и контроля контактных линз. Этому направлению офтальмологических разработок в 70-е и особенно в 80-е годы XX века во многом способствовал приход к руководству ГОИ (в 1966 году) доктора технических наук М. М. Мирошникова (впоследствии профессор, член-корреспондент РАН, академик АИН и Метрологической академии РФ). Именно при М. М. Мирошеникове, руководившем ГОИ в течение 23 лет, институт достиг наивысшего расцвета в своей истории и приобрел заслуженную славу крупнейшего российского и мирового центра оптической науки. При всем многообразии выполняемых в ГОИ задач М. М. Мирошников активно способствовал развитию оптики в медицине - тепловизионной аппаратуры, офтальмологической аппаратуры, световолоконных приборов, биологических микроскопов, лазеров и т.п.

В силу известных причин начиная с 1991 года государственное финансирование работ ГОИ и заводов по данному направлению практически прекратилось. Тем не менее ГОИ, освоив новые формы договорных отношений, сумел сохранить в своем составе лабораторию глазной оптики. Благодаря этому в 1990-е годы появилась, в частности, детская щелевая лампа ЩЛ-Д, разработаны принципы построения и действующий образец диодного офтальмокоагулятора, создана и внедрена на АО "ЗОМЗ" модернизированная модель монобиноскопа МБС-02. Эти и другие работы невозможны были бы без постоянной помощи и поддержки со стороны как ведущих, так и рядовых российских офтальмологов.

Что касается оптического института в целом, то усилиями его директора, члена-корреспондента РАН Г. П. Петровского, руководившего ГОИ в самые трудные годы - с 1994 по 2002 год, удалось сохранить основные кадры института. 

 

По материалам сайта:http://www.olis.ws
 

Есть вопросы? Обращайтесь!

Позвоните нам: +7 (391) 257-33-02